Первый ежегодный форум РБК «Общество. Технологии. Бизнес» состоялся 9 декабря в Центре цифрового лидерства в Москве.
Елизавета Севастьянова, коммерческий директор Tekta Group, участвовала в пленарной сессии «Будущее городов: бизнес, человек, сервисы». Модератором выступил Игнат Бушухин, главный редактор «РБК Недвижимость».
В 2022 году под давлением растущей себестоимости девелоперы начнут пересматривать качественное наполнение новых проектов. Об этом рассказала Елизавета Севастьянова.
За последние полтора года рынок девелопмента столкнулся с резким скачком цен. Только за 2021 год себестоимость строительства жилья бизнес-класса в Москве выросла примерно на 30%, в том числе из-за удорожания стройматериалов и земельных участков, а также увеличения фонда оплаты труда, сообщила Елизавета Севастьянова.
Перечисленные факторы вкупе с небывалым спросом со стороны покупателей закономерно привели к росту цен на квартиры. С начала года квадратный метр в проектах бизнес-класса подорожал на 23%. Если в январе этого года он обходился в среднем в 308,5 тыс. рублей, то в ноябре ― в 379 тыс. рублей. В такой ситуации, когда стоимость жилья растет, а покупательская способность ограничена из-за отмены льготной ипотеки, у московских девелоперов больше нет возможности значительно повышать цены. Поэтому в 2022-м году компании будут вынуждены пересмотреть наполнение продукта.
«Если до сих пор застройщики старались экспериментировать, разнообразить продукт и насытить его экстра-опциями, то теперь компании будут внедрять только те решения, на которые у покупателей есть запрос и за которые им не придется переплачивать», — объяснила Елизавета Севастьянова.
В своем выступлении она также рассказала, на какие характеристики жилых проектов покупатели будут обращать особое внимание, и на примере Tekta Group пояснила, как создавать востребованные общественные пространства, такие как природная набережная Москвы-реки в квартале NOW или террасы на 39 этаже башен ENITEO.
«Люди готовы голосовать рублем за комфортные, технологичные и, главное, качественные проекты. Однако понимание качественного продукта меняется. Теперь покупателю важны не только расположение, дизайн фасадов и собственно квартиры, но они также пристально смотрят на благоустройство, качество и экологичность материалов, долговечность оборудования, стоимость будущей эксплуатации и величину коммунальных платежей, ну и на всевозможные «умные» технологии», ― считает коммерческий директор Tekta Group.
В будущем в выигрыше окажутся те девелоперы, которые сумеют найти “золотую середину” и соединить запрос покупателей с пониманием глобальных трендов, авторским видением архитекторов и финансовыми возможностями компании.
Видео выступления можно посмотреть по ссылке.